Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Методика разработки стратегии развития предприятия
В методологический базис стратегического управления развитием предприятий должны войти следующие положения антикризисного управления: стратегический мониторинг и стратегический контроллинг деятельности предприятия с целью выявления и контроля экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создания системы сканирования внешней и внутренней среды предприятия с целью раннего выявления "слабых сигналов" об угрозе приближающегося кризиса; формирование и постоянная адаптация стратегических и тактических антикризисных мероприятий, которые, являясь элементарными носителями развития, разрешают соответствующие противоречия как во внутренней среде предприятия, так и во взаимодействиях его с внешней рыночной средой.
На уровне предприятия задачи развития разобьем на три подуровня по направленности управленческих решений. Первый подуровень (А) связан с решениями относительно перераспределения усилий между функционированием и развитием (решения о ценностях, сферах интересов, стратегиях и объемных показателях ресурсов). Задачи второго подуровня (Б) направлены на формирование портфеля инноваций; выбор динамики реализации инноваций и способов активизации потока инноваций. И наконец, третий подуровень (В) связан с решениями по технологии реализации нововведений и созданием детальных проектов нововведений. Для управления развитием на уровне предприятия необходима формализация задач подуровней (А), (Б), (В).
Управление развитием предприятия должно базироваться на четырех основополагающих моделях типа "жизненный цикл": модель жизненного цикла предприятия, модель жизненного цикла конкурентных преимуществ, модель жизненного цикла системы менеджмента предприятия и модель жизненного цикла нововведения.
Основу в четком и эффективном формулировании управленческих задач составляет разработка стратегии предприятия.
Теория стратегии определяется как теория, оперирующая конструкциями, которые являются по сути концептуальными представлениями решаемой проблематики с опорой на теорию. (В этом проявляется принципиальное отличие теории стратегии от экономической теории, которая имеет дело с моделями и представляется как совокупность взаимосвязанных частных теорий.) Конструкции, как составляющие теории стратегии, отражают прикладные взаимосвязи, что ориентирует теорию стратегии на разработку практических процедур и механизмов.
В рамках общей теории стратегии на сегодня отсутствует теоретический базис разработки организационно-экономических механизмов разработки и управления стратегией предприятия. Такой теоретический базис должен включать в себя: концепцию построения и исследования организационно-экономических механизмов формирования и реализации стратегий предприятия; системно-структурное представление указанного организационно-экономического механизма; технологию и процедуры синтеза организационно-экономического механизма в условиях деятельности предприятия. Для стратегии как ключевой категории теории будем использовать следующее определение. Стратегия - это способ реализации предприятием своих интересов, определяющий его поведение в пространстве параметров, которые характеризуют противоречия, порождаемые взаимодействием предприятия и рыночной среды, а также взаимодействием внутренних компонентов предприятия, находящихся на различных стадиях своего жизненного цикла. Стратегия устанавливает ориентиры и наборы правил, сужающих варианты выбора поведения по разрешению противоречий в пределах заданных ограничений, а также выполняет роль средства координации всех иерархических уровней предприятия, выступая, таким образом, в качестве управленческого инструмента системы менеджмента. Методология стратегического управления развитием предприятия представляется как результат синтеза составляющих различных специальных теорий: стратегического управления, антикризисного управления, моделирования управляемого развития, теории стратегии. Для построения непротиворечивого методологического подхода к стратегическому управления развитием предприятия необходимо осуществлять объединение отдельных составляющих перечисленных выше теоретических концепций на основе некоторого общего базиса, в качестве которого представляется обоснованным выбор теории фирмы. Изложенное выше определяет основные требования, предъявляемые к технологии стратегического управления предприятием. Эти требования должны быть сформулированы для всех этапов технологии, начиная со сбора информации и заканчивая принятием решений. В общем виде технология стратегического управления предприятием представлена на рис. 1.1. На первом этапе - процесс стратегического мониторинга понимается процесс сбора стратегической информации и сравнение ее характеристик с ожидаемыми значениями. Вторым технологическим этапом стратегического управления является анализ внешней среды. В качестве компонентов внешней среды рассматриваются: законодательная и исполнительная власть на государственном, областном и районном уровнях; группы влияния, конкуренты, партнеры и т. п. Каждый из этих компонентов имеет динамическую характеристику состояния, определяемую через соответствующую ситуацию, которая описывается определенными параметрами.
Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений
Успех работы предприятия (организации, фирмы)
обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция
управления предприятием предполагает выделение из большого числа функцио ...
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
Сравнительный анализ американской и японской систем
управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой
экономике последние несколько десятков лет, представляется особе ...