Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу Менеджмент
В настоящее время менеджмент основывается на следующих постулатах:
• внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;
• любой сотрудник фирмы - прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь - «инструмент» для обеспечения прибыли;
• управление - сложнейшая сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.
Опыт убеждает, что эти постулаты поддерживаются многими российскими менеджерами, однако далеко не все из них знают, как ими можно руководствоваться в своей практике. Один из важных «инструментов» менеджмента - системный подход, в соответствии с которым искать истоки проблем, возникающих в работе организации, надо прежде всего за ее пределами, во внешней среде. Многие внутренние проблемы фирм вызываются внешними причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.
Наиболее характерны для внешней среды современного предприятия - динамичность, многообразие и интеграция.
Структура предприятия всецело зависит от его внешней среды. Оно органически «встроено в рынок» и вынуждено изменяться вместе с ним. Важно поэтому обеспечивать постоянное соответствие структуры фирмы динамичности внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру предприятия. Вместе с тем в нашей стране многие специалисты считают, что создание структуры фирмы сродни конструированию механизма, где «деталями» служат квадратики с названиями управлений и отделов. Практика свидетельствует о том, что такое «творчество» чаще ухудшает состояние организации, нежели повышает эффективность работы. Тем не менее, еще распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора.
На Западе отказались от представлений об организации как механизме, созданном только для добывания прибыли. По мнению зарубежных ученых, любое предприятие - это организм, развивающийся по объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели.
К важнейшим законам существования такого организма относятся:
• стремление к выживанию;
• постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
• создание и совершенствование своих «органов»;
• поддержание благоприятной внутренней среды;
• целостность его частей и единство целей для них.
Этих законов недостаточно для верной оценки всех сторон деятельности цивилизованного предприятия. Последнее является социальной организацией, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов.
В России это определение не точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии некоторые свои интересы, преимущественно материальные. Однако такая оценка предприятия заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна существовать и действовать в интересах не только хозяев, но и работников, удовлетворяя важнейшие их потребности в защищенности, стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и в материальных благах.
В нашей стране постепенно увеличивается число людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают относительно невысокую заработную плату, психологический комфорт и более творческую работу.
Менеджмент предполагает выполнение функций: планирования, совершенствования, организации координации, мотивации; осуществляя их менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получения высоких результатов, максимальной прибыли, решения социальных проблем коллектива и общества в целом. Отсюда менеджмент - это еще умение достигать поставленные цели за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации, т. е. это процесс активного воздействия на каждого работника, каждую группу и организацию.
Менеджмент выявляет природу управленческого труда, выясняет связи между причиной и следствием, факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным. В менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику организаций, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Управление торговым обслуживанием покупателей на потребительском рынке
торговый обслуживание
розничный
Торговое обслуживание - это, с одной стороны, обслуживание потребителей,
предоставление услуг, непосредственно направленных от человека к человеку; а с
другой сторо ...
Совершенствование работы с кадрами государственных служащих (на примере ГУ МЧС России по Нижегородской области управления противопожарной аварийно-спасательной службы)
Совершенствование системы управления, государственной и муниципальной
службы выступает важным условием успешного решения стоящих перед обществом
задач и укрепления российской государственности. Им ...