Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу Менеджмент
Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, - одна из важнейших проблем в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике коренным образом изменяется. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, предприятие обязано сформировать систему управления, обеспечивающую ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Вопросы менеджмента (англ. monagement - управление, заведование, организация) отличаются многообразием, сложностью и неоднозначностью их исследования. Менеджмент имеет много аспектов: экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный и др. Каждый из них относительно самостоятелен, в практике ими занимаются разные специалисты. Пока не существует единой теории менеджмента, объединяющей все его аспекты. Концептуально различные теории менеджмента связаны между собой целями и направлениями развития предпринимательства.
В нашей стране менеджмент как самостоятельная дисциплина, учитывающая рыночные отношения, ранее не изучался. Его отрицание означало игнорирование многих важнейших путей эффективного хозяйствования, возможностей роста производительности труда, рационализации структуры управления, материально-финансовой сбалансированности ресурсов.
Понятие «менеджмент» достаточно широко трактуется в мировой литературе по управлению и в практике. Поэтому любое его определение будет неполным. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, например, термин «менеджмент» определяется как способ (манера) общения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умение и административные навыки, орган управления, административная единица. В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык следующим образом: управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
В специальной литературе по управлению этот термин трактуется еще более широко и многосторонне. Между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют, конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Наиболее часто понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, функция управления, органы или аппарат управления, группа людей, управляющих организацией.
При определении сущности и содержания менеджмента он характеризуется прежде всего как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими посредством постановки целей и разработки способов и методов их достижения.
Менеджмент предполагает выполнение функций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленным целям. Умение ставить и достигать цели, определяемое как искусство точно знать, что и как предстоит сделать, является основой менеджмента. Подобным искусством обязаны обладать менеджеры, чья деятельность состоит в организации и руководстве работой всего персонала для достижения целей фирмы. Поэтому менеджмент нередко ассоциируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Во многих определениях менеджмента делается акцент на то, что управление - самостоятельная область знаний, наука, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. При этом подчеркивается важность системных, упорядоченных знаний в данной области.
Широко распространено понимание менеджмента как искусства. Оно базируется на том, что хозяйственные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Поэтому умение управлять столь сложным механизмом требует высокой профессиональной подготовки.
В отличие от теории управления, развиваемой в нашей стране до перехода на рыночные отношения, менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности. В нем отражается понимание того, что в очень сложном и быстро меняющемся мире подвержены изменениям даже закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить знания о таких сложных системах, как современные организации, в рамках жестких схем и правил неизменно приводят к неоправданному упрощению, искажению истинной картины, а значит к иллюзиям, заблуждениям и ошибкам. Поэтому менеджмент - это система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», а не свод готовых рекомендаций. Отсутствие точных предписаний деятельности нередко приводит в замешательство некоторых руководителей российских предприятий, которые уже успели успешно овладеть современными финансовыми инструментами, но в управленческой сфере еще подвержены заблуждениям своих предшественников.
Управление конкурентной стратегией танцевального клуба МиСС
Современная экономика характеризуется сочетанием сложных и
противоречивых процессов глобализации бизнеса, ограниченности ресурсов,
ускорения технологических нововведений, вследствие чего отмечаетс ...
Управление бизнесом в туристской индустрии
Современное управление туристской фирмы означает больше, чем
разработка хороших услуг, установление на них привлекательной цены и
приближение к ним потребителей целевого рынка.
Туризм является ...