Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Эволюция западных теорий управления
С 40-х годов теория управления развивается с учетом специфики “человеческого фактора”. Великая депрессия сфокусировала внимание исследователей на социально-психологическом феномене наемного работника. Развитие исследований в области “человеческого фактора” производства сделало недостаточным интуитивное представление о мотивах и природе поведения человека. Развивается подход к оптимизации трудовой деятельности наемного работника с помощью философии, социологии и психологии.
Время становления концепции персонального менеджмента (Personnel Management) относится к концу 40-х - началу 50-х годов, т.е. совпадает с периодом социально-экономических проблем, вызванных II мировой войной. Менеджмент персонала - особое направление менеджмента, впитавшее разработки других школ. Функция управления персоналом становится основным и ведущим направлением менеджерской деятельности и выдвигает на первый план задачу повышения эффективности коллективной трудовой деятельности. Кадровая политика, конкретизированная в комплексе программ менеджмента, охватывает все процессы формирования, производственного использования и компенсации труда населения.
Эмпирическая школа в историческом плане своим развитием во многом обязана 70-м годам XX века с такими серьезными потрясениями мирового хозяйства, как валютный, энергетический и сырьевой кризисы. Идеи ситуационного подхода, развивающие представление о хозяйственной единице как об открытой системе, которая, в конечном счете, адаптируется к состоянию внешней среды, расширяли поле взаимодействия рационалистического и поведенческого направлений менеджмента. “Эмпирическая школа” углубляет теоретическое осмысление хозяйственных единиц как социальных систем. Теоретики “эмпирической школы” ставят эффективность функционирования хозяйственной единицы промышленно развитых стран в прямую зависимость от адаптационных способностей ее системы управления кадрами. Внимание сосредотачивается на создании гибких систем управления, оперативно трансформирующих изменения внешних и внутренних факторов в управляющие воздействия. Акцент делается на развитие методов коллегиального управления.
Для отделов кадров, которые в 70-е годы в Америке и в 80-е годы в Западной Европе превратились в “отделы человеческих ресурсов”, утверждение гуманистического подхода к управлению людьми означало повышение их статуса внутри организации и одновременно появление таких новых направлений деятельности как планирование и развитие карьеры, внутриорганизационная коммуникация, обогащение труда, привлечение рабочих к участию в управлении. Управление человеческими ресурсами превратилось в такую же важную организационную функцию, как управление финансами или технологическим развитием, а их руководители стали полноправными членами руководства большинства современных организаций.
Положение о целесообразности гибкого подхода в выборе меры централизации управления появилось в теории несколько раньше - в 60-е годы и развилось к 80-м годам до тезиса о нецелесообразности применения структур управления с жестко закрепленными функциями. Вначале 80-х годов стало понятно, что увлечение четкими, регламентированными системами стало причиной исчезновения гибкости в работе с людьми. Появились требования изменить такие системы и поставить человека на первый план, заинтересовать его в участии в менеджменте.
К началу 90-х годов в условиях интернационализации экономики, демократизации государства и общества, возросшего внимания к проблемам экологии, эволюции семьи и положению женщин значение гуманизации условий труда, расширения мер по охране труда и социальному страхованию значительно усилилось. По мере повышения образования стала очевидной потребность в новых формах организации труда, когда человек - в центре рабочего процесса. Возросла роль повышения квалификации на предприятиях. Новая ориентация профсоюзов включает более конструктивное их участие в решении проблем развития персонала и в выборе форм социальной поддержки всех, кто стремится принять вызов времени. Все эти положения легли в основу концепции “развития человеческих ресурсов”.
Теперь уже общепризнанно, что человеческий фактор становится более важным, чем капитальный, а функция работы с персоналом из вспомогательной превращается в важную составную часть предпринимательской политики.
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Данная
работа называется «Организация управления строительной фирмой». Актуальность
данной темы заключается в том, что эффективное управление в современных
условиях рынка - необходимое условие по ...
Техника и технология управления в коммерческой деятельности
В современной рыночной экономике основное значение
приобретает коммерческая деятельность торговой компании, которая является
первым и необходимым условием эффективной работы компании.
Оптовая и ...