Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Эволюция западных теорий управления
Таблица 1.
Стадии развития управления персоналом в развитых странах.
Годы |
Концепция управления персоналом. Модель работника |
Признаки управления персоналом |
Типичный стиль |
Характер оргработ |
Функции служб управления персоналом |
20-е |
Концепция Научного Управления. “Экономический человек”. |
Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Жесткая регламентация работ, нормирование работ. Соответствие условий труда и функций психофизическим особенностям работника. |
Авторитарный, ориентированный на цели. |
Децентрализация управления персоналом. |
Наем, увольнение, техника безопасности работ, расчет и выдача заработной платы. |
20-е - 50-е |
Концепция “человеческих отношений”. “Психологический человек”. |
“Делай работника довольным, и он будет производить”. Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность, основы участия в принятии решений. |
Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. |
Децентрализация. |
То же + социально- психологическая помощь, разрешение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации. |
550-е - 770-е |
Концепция “оргразвития” “Профессиональный человек”. |
“Делай знания производительными”. Вовлеченность работников в дела фирмы. Мобилизация всей человеческой энергии. Квалификация кадров. Признание работника важнейшим капиталом. Система социальных гарантий. |
Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархической структуры. |
Усиление централизации. |
То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. Резерв взаимодействия с профсоюзом. |
70-е -по настоящее время |
“Социальный человек” |
Ключевой ресурс. Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений, партнерство. Упор на индивидуальность. Учеба в течение всей жизни. |
То же. |
Усиление децентрализации. Штабные функции. |
Взаимодействие охватывает все стадии воспроизводства персонала. |
Из всего вышесказанного можно проследить одну закономерность - появление новых, альтернативных концепций управления именно в годы экономических кризисов и переломных этапов в развитии мирового хозяйства.
Повторение этих совпадений дает основание считать их не случайными, а закономерными.
Причем эти школы, уточняя объект управления и его характеристики, дают качественный толчок практическому менеджменту персоналом.
Проблемы управления на макро уровне в периоды экономических кризисов обостряли проблему “выживания” хозяйственных единиц. Функционирование системы управления человеческим фактором хозяйственных единиц вскрывало новые проблемы управления наемными работниками, ставило перед исследователями новые задачи.
Обобщение результатов конкретных исследований давало начало многочисленным школам, развивающимся как прикладные теории управления персоналом.
Улучшение системы стратегического менеджмента на примере ТОО BR TV
Оценка текущей стратегии предприятия, структуры управления-подчинения
администрации и функциональное взаимодействие, документарных и информационных
потоков входит в комплексную диагностику, котора ...
Удержание персонала УМВД России по городу Череповцу в период организационных изменений
Проблематика управления изменениями в организациях является сегодня одной
из наиболее часто обсуждаемых в научной и практической литературе по
менеджменту. Как ученые, так и менеджеры-практики еди ...