Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Анализ организации управления на предприятии
) каковы причины происходящего?
) что за всем этим стоит?
Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
· проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение определенного срока);
· проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);
· решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).
Поиску альтернатив предшествует этап определения критериев успешного решения. Данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим».
Стадия выработки решения
состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Существует много методов творческого поиска альтернатив:
· «мозговая атака»;
· выдвижения предложений;
· групповой анализ ситуации;
· причинно-следственная диаграмма;
· карта мнений.
На предприятии используются два метода: выдвижения предложений и групповой анализ ситуации.
При выборе альтернативы использоваться два подхода:
· учет прошлого опыта;
· исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.
Опыт в решении проблем и принятии решений развивает умение и навыки в суждении и интуиции. Вместе с тем многие считают, что расчет на прошлый опыт для планирования будущего может быть очень опасным. Это происходит вследствие недостаточного учета и анализа причин прошлых ошибок и неудач.
Завершающая стадия - это выполнение решения
. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения.
Наиболее распространенной ошибкой менеджеров предприятия является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий.
В каждом конкретном случае процесс принятия решения будет уточнен и индивидуализирован.
Эффективность процесса управления зависит от качества трудовых ресурсов предприятия.
Среднегодовая численность персонала предприятия в 2009 г. составила 51 чел. Среди них торгово-операционный персонал - 24 чел., руководители - 10 чел., служащие - 17 чел.
К категории административно-управленческого персонала можно отнести 13 чел. (руководители и менеджеры отделов).
Из ряда публикаций известно, что для того, чтобы менеджер высшего уровня не был перегружен и имел возможность вникать в дела подчиненных ему подразделений, а также заниматься перспективными вопросами, среднее значение нормы управляемости должно быть 3-6 человек. Авторы межотраслевых методических рекомендаций по совершенствованию организационных структур рекомендуют следующие значения норм управляемости:
· для руководителей организаций и их первых заместителей - не более 10-12 человек (подразделений);
· для функциональных отделов - не менее 7-10 человек;
· для функциональных бюро - не менее 4-6 человек;
· для конструкторских и технологических отделов - 15-20 человек;
· для конструкторских и технологических бюро - 7-10 человек.
На рисунке 2.3 представлены средние нормы управляемости для различных руководителей анализируемого предприятия.
Рисунок 2.3 - Средние нормы управляемости на ООО «Компьютерный мир»
Как видно из рисунка существующие нормы управляемости на анализируемом предприятии вполне соответствуют нормам, что свидетельствует об оптимальности численности управленческого аппарата и равномерном распределении нагрузки на менеджеров предприятия.
Совершенствование системы управления заработной платой и премированием на предприятии (на материалах ОДО Внешгомельстрой)
В
условиях формирования общества с социально ориентированной экономикой
смешанного типа существует острая необходимость окончательного выхода из
кризисного состояния и перехода к устойчивому экон ...
Социально-психологические методы предотвращения конфликтов в коллективе учреждения СКС
Конфликт - это открытое столкновение сторон, мнений, сил, связанное с
различием представлений о целях, путях и методах их достижения, о характере
задач и способах их решения и т.д. Застраховаться ...