Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Понятие конфликта, его сущность и виды
Конфликт (от лат. глагола konfliktus, "противостоять") - это:
- столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций людей в процессе взаимодействия; в зависимости от источников и носителей конфликта они делятся на социальные, психологические, организационные (управленческие);
- одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей;
- целенаправленное, активное взаимодействие и противостояние сторон при разнонаправленных интересах и противоречивых потребностях;
- процесс резкого обострения противоречия, борьба двух или более сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из её участников [5, с.30].
В связи с этим можно дать конфликту определение, как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми (группами людей), с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций [6, c.4].
Другими словами, конфликт - "наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающихся негативными эмоциями" [19]. Английский социолог Г.Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление нежелательное, что его необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Однако есть и противоположное мнение: конфликт служит своего рода сигналом: "что-то не в порядке"; это выражение неудовлетворённости, протеста, информирование конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. Один из основателей современной социологии Макс Вебер считает, что "конфликт очищает".
Каковы же должны быть "ингредиенты", сочетание которых приводит к возникновению конфликта? Прежде всего, должны наличествовать субъекты и объект (объекты) конфликта. Также необходимы: конфликтная ситуация и инцидент.
Субъект - это активная сторона, способная создать конфликтую ситуацию и влиять на ход развития конфликта в зависимости от своих интересов. Количество субъектов варьируется в каждой конкретной ситуации, их может быть два и более. Таким образом, субъекты - это непосредственные участники, стороны, имеющие несовместимые желания, цели, потребности. Непосредственных участников конфликта также называют "оппонентами" (в переводе с латинского - "противополагающий, возражающий, противник в споре) [5, c. 39].
Также выделяют косвенных участников конфликта, которые участвуют в чужом конфликте, преследуя свои цели. Косвенный участник может вовлекаться в конфликт и совершенно случайно, помимо его воли. Однако в ходе развития конфликта статус косвенного участника нередко сменяется статусом субъекта [6, c.5].
Объект конфликта - это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта; фокус пересечения интересов, имеющих персональную значимость для каждого из участников конфликта. Это и есть то самое "яблоко раздора", на которое претендуют все стороны [5, c.40]. Субъекты конфликта, преследуя свои цели, могут скрывать, маскировать или подменять истинные мотивы, побудившие их к противоборству. Все объекты подразделяются на три вида:
Управление развитием персонала
В условиях роста конкуренции, увеличения роли
человеческого фактора успешность управления организацией напрямую зависит от
эффективности процессов формирования, использования и развития ее кадров. ...
Стандартизация в управлении качеством продукции
Положения и требования Закона «О Техническом регулировании»
распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг
(работ), на проектные, конструкторские, транспортные и другие ...