Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Понятие, виды кризисов и признаки кризисных явлений на предприятии
Кризис в системе менеджмента предприятия характеризуется внезапностью и неожиданностью событий, высоким уровнем угрозы жизненным интересам предприятия, недостаточностью времени для осуществления соответствующих мероприятий.
Кризис может возникать исходя из особенностей следующих источников кризиса:
1. Политические факторы - изменение курса внутренней политики государства может привести к противоречию между интересами государства, предприятия и его собственников и вызвать кризисные явления.
2. Природные факторы - степень влияния природных факторов на возникновение критической ситуации разная в предприятиях разных областей. Чаще всего кризис из-за природных факторов возникает в таких областях: сельское хозяйство, транспорт, туризм.
3. Экологические факторы.
4. Производственно-технические факторы кризиса - аварии в системе производства, отопления, энергоснабжения, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности.
5. Социально-психологические источники - источниками кризиса могут быть случайные ошибки и просчеты работников, намеренное изменение действительных фактов, наличие конфликтной ситуации в коллективе, недостаточная квалификация работников, нарушение ими своих полномочий и прочее.
Выделяют следующие причины возникновения кризисов:
1. Недостаточный уровень знаний о возможностях предвидения кризиса.
2. Недостаточный уровень знаний о взаимодействии между подразделениями в системе управления.
. Случайные отклонения, ошибки, просчеты.
Виды кризисов:
1. Стратегический кризис (кризис упадка) - радикальное нарушение нормальной производственной и сбытовой деятельности на основе существующего технологического потенциала.
2. Кризис роста - это кризис как срыв в достижении отдельных конкретных целей функционирования предприятия.
3. Кризис ликвидации или банкротства - полная потеря способности к выживанию.
Существуют два вида реакций предприятия на кризисное состояние:
1) защитная тактика - предусматривает резкое сокращение всех видов затрат, закрытие или распродажу отдельных подразделений, распродажу товаров и резкое уменьшение товарных остатков, продажу части оборудования и прочие мероприятия, направленные на ограничение затрат и временное свертывание деятельности.
2) наступательная тактика - предусматривает активные действия, а именно: внедрение новых технологий, поиск новых рынков сбыта, усовершенствование ценовой политики, модернизацию оборудования и прочее. Наступательная тактика требует активных действий со стороны руководства предприятия относительно преодоления последствий кризиса. Разработка и реализация наступательной тактики требует вкладывания дополнительных средств. Поэтому иногда предприятие само не в состоянии применить такую тактику и требует дополнительного инвестирования.
Для того, чтобы оценить глубину кризисного явления, необходимо тщательно проанализировать финансовое состояние предприятия.
Признаками кризисного состояния могут быть:
· резкое падение объемов продаж;
· уменьшение денежных средств на счетах предприятия;
· повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия, то есть рост долгов покупателей и увеличение сроков задолженности;
· увеличение кредиторской задолженности, задолженности по зарплате, финансовым органам и акционерам;
· резкое увеличение запасов (затоваривание);
· резкое уменьшение запасов (сбой, неритмичность производства, вследствие невыполнения обязательств по взаимным поставкам);
· снижение показателей ликвидности предприятия;
· увеличение накладных затрат и уменьшение прибыли по сравнению с изменениями объемов продаж.
Разработка управленческих решений на предприятии на примере ЗАО Компания Старый Пивовар
Принятие решений - это важный компонент делового успеха
Б. Швальбе
Многие российские предприятия сегодня столкнулись с
серьезной проблемой - отсутствием эффективной системы принятия управленч ...
Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО Гомельский авторемонтный завод)
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это
обусловлено наличием конкурентной среды. Серьезная конкурентная борьба
обусловила в странах с развитой рыночной экономикой ...