Разработка стратегии и структуры компании
В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции ...
Самоменеджмент - это относительно новое понятие в управленческой науке. Его возникновение во многом связано с переосмыслением содержания деятельности личности и более глубоким пониманием процессов самодеятельности, протекающих внутри организации.
Методы принятия решений
Как пишет В.А. Розанова [16, с. 128], на любой стадии управления организационным процессом принимаются управленческие решения. Такие решения бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. При решении сложных комплексных проблем, связанных с действием человеческого фактора (управление персоналом, комплектование малых групп, кадровые задачи и т.д.), обычно используются коллективные решения. При решении задач, связанных с технико-технологической стороной функционирования производства, часто достаточно бывает индивидуальных решений.
Принятие УР - это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя. Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы (рис. 3)
Рис. 3. Классификация методов принятия управленческих решений
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток - неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера [7, с. 157].
. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Некоторые специалисты в области менеджмента считают, что большая часть управленческих решений - коллективные (или групповые) решения.
Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием и реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).
Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы, на первый взгляд, фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами. В зависимости от числа участников коллективные методы принятия решения, могут быть: консультативные, совместные, парламентские.
Табл. 1. Коллективные методы принятия решения.
Консультативные |
Совместные |
Парламентские |
Лица, принимающие решения, советуются с подчиненными или экспертами; Делают свой выбор с учетом рекомендаций. |
Принимают в результате взаимного согласия всех участников. |
Принимаются большинством причастных к ним участников. |
Табл. 2. Преимущества и недостатки коллективного метода принятия решения.
Преимущества |
Недостатки |
- устраиваются субъективизм, стереотипы и личные пристрастия; - больше вариантов решений, лучшего качества; - создают атмосферу сотрудничества, хорошего рабочего коллектива, снижают сопротивление несогласных; - большая продуманность возможных последствий; - ближе к истине по сложным вопросам; - выработанное коллективное мнение является положительным мотивационным фактором |
- требуют больших затрат времени; - более рискованные, так как ответственность распределяется на всех; - не имеют смысла, если руководитель намного компетентнее рядовых членов группы и они с этим согласны; - повышает степень конформизма членов группы; - повышает степень конфликтности; - блокирование решений, когда высказываемые точки зрения не соблюдаются |
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
Сравнительный анализ американской и японской систем
управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой
экономике последние несколько десятков лет, представляется особе ...
Совершенствование организации трудового процесса в учхозе Кубань
Любой
труд производителен, но уровень его производительности различный. Чтобы
добиться наиболее рациональной величины трудовых процессов, труд как таковой
должен быть соответствующим образом орга ...